Настало время поговорить о таких средствах обработки материалов, как сверла и сопутствующие им продукты. Ведь такой тип инструмента  постоянно применяется не только в индустрии и строительстве, но и в сфере авторемонта. И как раз в этой сфере, возможно, используются наиболее разнообразные виды сверл.

Виды сверл, используемых в авторемонте

Давайте, для начала, рассмотрим,  какие же виды сверл применяются при ремонте, обслуживании и дооснащении транспортных средств. Хотя вряд ли в рамках данной статьи мы сможем охватить весь их спектр. Поэтому разговор пойдёт о свёрлах по металлу, т.к. если свёрла по дереву ещё можно встретить при устаревших вариантах ремонта, скажем, полуприцепов (при перенастиле полов), то буры по бетону в автомастерской не востребованы. Мы постараемся остановиться на наиболее популярных видах такого инструмента, поставляемого представителем немецкого концерна Förch в Беларуси, компанией ООО «ФБ Трэйдинг». Так как большинство современных технологий попадает к нам с запада и, прежде всего, из Германии, то мы рассмотрим типы свёрл, классифицируемых согласно международным Европейским стандартам – DINам.

Виды сверл по составу металла.

Основным стандартом использующихся в сфере авторемонта свёрл является DIN 338. Ему соответствуют короткие спиральные свёрла с цилиндрическим хвостовиком. В свою очередь, в рамках данного DINа свёрла подразделяются на типы по составу металла, наличию покрытия, виду покрытия и прочим параметрам. Итак, начнём с состава металла. Чаще других встречаются следующие обозначения:

  1. HSS – эта аббревиатура, сокращение от немецкого «Hochleistungs-Schnellarbeitsstahl», что означает «Высокопроизводительная быстрорежущая сталь». Такие свёрла имеют начальные цифры артикула Förch 5501… и работают по материалам с пределом прочности до 900 Н/мм2.
  2. HSS-E Co 5 – это дальнейшее продолжение качества материала свёрл, означающее, что металл имеет пятипроцентное легирование кобальтом. Такие свёрла имеют более высокую жёсткость и термостойкость и работают уже по материалам с пределом прочности до 1100 Н/мм2. Такими свёрлами в том числе сверлят и нержавеющие стали. Они обозначаются артикулами Förch 5502…
  3. HSS-E Co 8 – здесь, соответственно, уже восьмипроцентное легирование кобальтом. Эти свёрла обладают очень высокой жёсткостью и превосходным сопротивлением тепловым нагрузкам при сверлении высокопрочных материалов, аустенитных сталей и пр. материалов с пределом прочности до 1300 Н/мм2. Förch обозначает их артикулами 5564…

Виды покрытия сверл.

Кроме состава металла сверла могут быть покрыты разными материалами, как правило, повышающими термостойкость и препятствующими потере остроты.

  1. Покрытие из нитрита титана (TiN) увеличивает срок службы по сравнению с непокрытым инструментом. Имеет золотистый цвет.
  2. Намного более стойкое покрытие – TiAlN уже из титан-алюминий-нитрита, противостоящее ещё и окислению. Свёрла Förch с таким типом покрытия всегда имеют легирование кобальтом и обозначаются артикулами 5516…
  3. Есть ещё покрытие AlCrN, так называемое «Альхрона», по некоторым данным увеличивающее показатели стойкости режущего инструмента до семикратных значений. В частности, концерн Förch поставляет специальные свёрла для отсверливания точечной сварки, в которых, помимо такого покрытия, резец изготовлен из карбида вольфрама по твёрдости (3100 HV) сопоставимого с алмазом. Такие свёрла после проделывания 120 отверстий в сверхвысокопрочных бористых сталях позволяют сверлить ещё до 1000 отверстий в стандартной листовой стали. Артикул Förch 5352 3 …

Способы изготовления сверл и другие отличия.

Вопреки мнению простого обывателя даже «обычные», и одинаковые, на первый взгляд, свёрла могут заметно отличаться между собой. Например, они могут отличаться способом изготовления, качеством спирали, углом заточки вершины и прочими показателями, сразу не бросающимися в глаза. К примеру, если вести разговор о способе изготовления, то их два. Первый, наиболее дешёвый – изготовление закручиванием. Представьте, что пруток закрепили за два конца в некий зажим и завернули его как штопор, потом нарезали рабочую спираль и заточили. При закручивании металл растягивается, и его свойства нарушаются, следовательно, качество такого продукта не самое высокое. И не удивляйтесь, что сверло при нажиме на него во время работы гнётся – оно просто изначально растянуто.  Второй способ – это когда такой же пруток не скручивали, а нарезали рабочую спираль прямо на нём. Этот способ  более дорогой, но конечный продукт получается значительно более качественным. Хотя отличить два сверла между собой по внешнему виду почти невозможно.

Качество спирали свёрл тоже может отличаться. У одних она просто нарезана и больше никакой обработки не проводилось. У других – качественно отполирована, что сокращает нагрев, улучшает отвод стружки, облегчает процесс и т.д.

Заточка вершины может быть конусной (обычной), позволяющей легко перетачивать свёрла, но требующая перед процессом сверления дрелью обязательно накернять место будущего отверстия. Иначе сверло будет «елозить» по поверхности пока не врежется где-нибудь. А есть, так называемая, «крестовая» заточка. Сверло, заточенное таким образом, врезается именно там где нужно, не требуя применения кернера и, одновременно, лучше охлаждается.

Как подобрать сверло?

Так какое же сверло выбрать из такого многообразия? На этот вопрос можно ответить лишь, зная для каких целей оно будет использоваться. Конечно, великолепно если есть «кобальтовое» сверло с титан-нитритным или альхроновым покрытием – оно не подведёт в любой ситуации. При его помощи можно, к примеру, высверлить заломанный высокопрочный крепёж. Но для повседневного использования такой инструмент неоправданно дорог и вряд ли быстро окупится. К тому же сверло с покрытием нельзя перетачивать – оно, по сути, одноразовое. И для того, чтобы продлить срок службы дорогих свёрл, в процессе сверления нужно применять, так называемые, СОЖи – смазывающе-охлаждающие жидкости, входящие в раздел автохимии, немецкого концерна Förch. СОЖ значительно продлевает срок службы режущего инструмента, делая процесс более плавным, охлаждая и сберегая дорогостоящее покрытие и инструмент в целом. Поэтому, как и требует логика, в каждой ситуации необходимо подбирать определённое сверло.

Конусные и ступенчатые сверла в авторемонте.

Мы рассмотрели только небольшую часть разнообразия цилиндрических спиральных свёрл по металлу. А ведь есть ещё применяемые в автомобильной сфере конусные и ступенчатые свёрла (Артикул Förch 5521 … и 5522 …). Такой вид свёрл позволяет при помощи стандартной дрели с обычным патроном сверлить отверстия, диаметром до 50 мм за одну операцию. Причём получается идеально круглое отверстие. Дело в том, что стандартные патроны дрелей, как правило, предназначены для максимального диаметра свёрл по металлу 13 мм. Конусные же или ступенчатые свёрла имеют хвостовик 6 – 12 мм, а их рабочая часть выполнена в виде гладкого либо ступенчатого конуса.

К сожалению, в рамках данной статьи невозможно охватить весь спектр существующих свёрл. Однако надеемся, что данный материал будет Вам полезен и не останется без внимания.

В заключение позволим себе дать несколько основных советов, как максимально эффективно производить процесс сверления, одновременно сохраняя инструмент:

  • Перед началом сверления подберите сверло, которое будет соответствовать прочности обрабатываемого материала;
  • Всегда желательно в процессе сверления использовать СОЖ для охлаждения.

Эти и другие продукты автохимии бренда FÖRCH вы можете найти в нашем каталоге.

Другие популярные продукты немецкого концерна FÖRCH:

Растворитель ржавчины

Очиститель тормозов

Паста для рук

Адгезивные смазки

Аэрозольные смазки

Консистентные смазки

Пищевые смазки

Незамерзайка

Инструмент