В октябре нынешнего года падение продаж автомобилей продолжило замедляться. Как сообщает «Газета.Ru» со ссылкой на собственные источники, знакомые с итогами предварительных подсчетов Ассоциации европейского бизнеса, за месяц было продано порядка 125 тысяч машин, что на 4% меньше, чем в октябре минувшего года.
Соответственно, в этом году в России продано 1,146 миллиона новых автомобилей. Этот показатель на 13,3% ниже, чем за такой же период 2015 года. Следует отметить, что позитивная динамика на рынке фиксируется не первый месяц. Так, в сентябре падение продаж замедлилось до 11%.
В октябре одним из лучших на авторынке оказался результат Lada, этот бренд реализовал 23,3 тысячи авто. Объем продаж вырос на 13% по отношению к октябрю прошлого года. Рост показала марка Kia, продав на 4% больше машин. По данным российского офиса компании, бренд в итоге занял долю российского рынка в 11,9%, что является рекордно высоким показателем.
Еще один южнокорейский бренд – Hyundai – показал в октябре более скромные результаты. Продажи 14,2 тысяч автомобилей обеспечили ему нулевую динамику в сравнении с предыдущим годом.
Положительные результаты отмечены и у некоторых других марок, которые являются лидерами рынка РФ по объему продаж. Например, бренду Renault удалось улучшить прошлогодний результат на 2%, продав 11 тысяч авто. Toyota продала 7,7 тысяч автомобилей, повысив показатель на 16%, Volkswagen – 7,4 тысяч автомобилей, продажи увеличились на 1%.
А вот у Nissan зафиксировано падение продаж на 17% в сравнении с минувшим годом, бренд продал только 5 тысяч машин. Другие массовые марки также показали снижение. У Mitsubishi оно составило 59%, у Chevrolet – 30%, а у Mazda – 13%. В целом в рейтинг АЕБ включено около 50 брендов, их общий результат в России в октябре – снижение на 4%.
По мнению специалистов, позитивная динамика в продажах автомобилей некоторых брендов обусловлена очень низкими результатами прошлого года. Так, в октябре 2015 года все автомобильные бренды, вошедшие в первую десятку, показали существенный спад продаж. Тогда у Lada продажи снизились на 46%, у Toyota – на 48%, а у Kia – на 17%. Помимо этого, автодилеры пытаются увеличить объемы продаж и очистить склады от моделей уходящего года за счет новогодних акций, предлагая в подарок какие-либо услуги или товары вроде различной автохимии: «незамерзайки», растворителя ржавчины, а также сопутствующие товары.
По данным «Газеты.Ru», некоторые премиальные марки не только достигают докризисного уровня продаж, но и превосходят его. Так, в прошлом месяце Lexus показал прирост в 85%, продав 2,2 тысячи авто. В рекордный по продажам 2012 год этот бренд реализовывал в среднем 1,3 тысячи машин ежемесячно.
Между тем Светлана Виноградова, директор дилерских станций центров Mercedes-Benz «Звезда столицы Каширка», «Варшавка» ГК «Рольф», отмечает, что о серьезном тренде к восстановлению авторынка речь не идет. В конце года спрос традиционно увеличивается, этому способствуют специальные предложения компаний и ожидания повышения цен в следующем году. В следующем году она прогнозирует сохранение уровня продаж, однако признает, что первый квартал может оказаться более сложным, чем в текущем году.
Ранее глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер говорил о том, что в последние месяцы года объемы продаж будут зависеть от доверия покупателей к государственным программам поддержки, в том числе трейд-ин. Если большинство потребителей будут ожидать скорого завершения таких программ, может произойти кратковременный рост спроса на автомобили.
В то же время заместитель главы правления ГК «Автоспеццентр» Александр Зиновьев поясняет, что рост цен с наступлением нового года связан, в первую очередь, с инфляцией, а также с дополнительными расходами на локализацию. В ноябре-декабре подводятся итоги по ВВП и определяется примерный темп инфляции по итогам года, тогда же начинается индексация цен на машины следующего года.
В связи с этим, специалист считает рост цен на автомобили неизбежным. По его словам, это лишь вопрос времени, а также политики автопроизводителей. Обычно в декабре-январе прошлогодние стоки распродаются по наиболее выгодным ценам, после чего в салоны поступают новые модели автомобилей уже по новым ценам. Александр Зиновьев уточняет, что рост цен составляет 5-10% в год, точный показатель зависит от валютных колебаний и локализации производства. Так, в текущем году он ожидает роста цен в 5-7%, причем после Нового года он прогнозирует только первую волну подорожания машин. Второй волны можно ожидать позднее, когда российским автодилерам уже не удастся удержать цены и придется повышать их для сохранения рентабельности вслед за зарубежными производителями.