Наступила зима, и осенняя слякоть постепенно превратилась в каток. В холодное время количество мелких ДТП заметно возрастает, машины регулярно получают повреждения, и механикам на СТО приходится очень активно работать, а по окончании своей работы с автомобилями, им необходимо пользоваться специальной пастой для рук. Давайте рассмотрим некоторые моменты вождения авто в зимнее время.
В целом ошибки в управлении автомобилем на зимней дороге можно разделить на две группы. Первая из них – это неправильное торможение, а ко второй относятся неверные действия рулем. Очень часто можно увидеть ситуацию, когда на достаточно ровной дороге машина вдруг идет юзом, толкая движущееся впереди авто. Бывает и так, что автомобиль вдруг встает боком на большой скорости, закручивается волчком и вылетает в кювет. В этой ситуации водителю очень повезет, если он избежит контакта со встречной полосой.
На самом деле проблема заключается не в каком-то странном законе, заставляющем машину совершать такие странные маневры, а лишь в низком сцеплении колес с дорожным полотном и инерции. Остальное довершают сами водители, которые полностью «отключают» свои ощущения и полагаются на АБС.
В зимнее время года даже скользкая дорога не настолько опасна, как микст, речь идет об участках одной полосы, имеющих разное покрытие. Например, одна половина может быть полностью обледеневшей, а другую грейдер успел очистить до асфальта. В результате одно колесо находится на льду, а другое – на твердом покрытии. При торможении одна сторона машины будет цепляться за асфальт, а другая – нет. Соответственно, возникнет крутящий момент, и кузов поведет в сторону.
При таком развитии событий даже новые машины с АБС двигаются пугающе, не говоря уж о более старых моделях. Например, при необходимости резкого торможения авто резко забросит заднюю часть и далее все будет зависеть от мастерства водителя и скорости движения. Если повезет, машина остановится на обочине в снегу, где колесам уже будет, за что зацепиться.
В таких ситуациях ни в коем случае нельзя поддаваться панике. Необходимо научиться чувствовать свое авто, а также имитировать работу системы АБС. Нельзя всем телом наваливаться на педаль тормоза при каждой опасности, следует дозировать усилие, нажимая и отпуская педаль. Чем быстрее водитель сможет делать это, тем лучше. Именно так ведут себя профессиональные гонщики на ралли.
Дело в том, что удар по педали более эффективен, чем электроника, даже при наличии АБС. В результате колеса не успеют заблокироваться, провернутся и машина сохранит управляемость. Тогда ее можно будет направлять в безопасную сторону. Кроме того, не следует лихорадочно выкручивать руль, не поняв четко, в каком положении находятся колеса.
В современных автомобилях развесовка выверена достаточно грамотно, сами по себе они не пойдут юзом и не преподнесут беспричинных сюрпризов. Машины закручиваются волчком из-за поведения водителей, причем чаще всего происходит это примерно одинаково. Водитель поворачивает руль на льду, авто не реагирует, и испугавшийся владелец закручивает руль еще больше. Эффект все равно отсутствует, и тогда руль закручивается до упора. Здесь уже колеса встают плугом и схватывают за дорогу, заставляя машину метнуться в сторону. Водитель пытается вернуть машине равновесие, снова крутит руль, но уже в обратную сторону, и опять с излишним усердием. Колеса еще раз схватываются за покрытие и машина буквально прыгает в сторону. Поймать ее после этого практически невозможно.
Избежать этой опасности можно с помощью специального навыка, предварительно потренировавшись на безопасной площадке. В любом случае, перед тем, как повернуть руль, нужно понять расположение колес. Таким образом, колеса необходимо направлять в ту сторону, куда должна поехать машина, и не пугаться выполнения команд с задержкой. Авто стабилизируется с помощью гироскопического эффекта и поедет за колесами.
Не следует забывать и о торможении двигателем, ведь нередко на обледеневшем асфальте машина тормозит слабо, несмотря на сработавшую АБС. Для торможения двигателем нужно заранее выставить пониженную передачу на ручной коробке и дождаться, когда автомобиль сбросит скорость. В этой ситуации, при кручении колес автомобиль ведет себя на дороге гораздо увереннее. Современные автоматы также оснащаются мануальным режимом с принудительным выбором ступеней.
В целом выполнение этих несложных советов наряду с контролем технического состояния машины в зимнее время, обработкой соответствующей автохимией и использованием «незамерзайки», позволяющей сохранять ясный обзор дороги, поможет избежать множества сложных ситуаций с неприятными последствиями на скользкой дороге.