Современные автомобили оснащаются разнообразными коробками передач. Среди них простые МКПП, роботизированные варианты со множеством передач и несколькими сцеплениями. Самой неоднозначной коробкой вполне обоснованно считается вариатор – бесступенчатый трансмиссионный узел с мягким ходом, прекрасно подходящий для пробок.
Клиноременная передача в вариаторе обеспечивает плавную передачу момента. Между двумя шкивами с раздвижными боковинами имеется зазор, который регулируется при увеличении или снижении скорости вращения вала. Сходная конструкция ставится на скутеры, но там место цепного механизма занимает ремень.
Преимущество вариатора – движение без рывков, но есть и немало недостатков. Первый из них – проблемы с буксировкой. Машину с выключенным вариатором буксировать нельзя, нужно запустить мотор. Если это невозможно, остается буксировка на эвакуаторе или с приподнятыми ведущими колесами.
Недопустим и резкий старт вариатора, поскольку при дерганном ускорении образуются задиры. Такую проблему проще устранить заменой детали, чем ремонтом, даже если в наличии есть качественные сверла и необходимый инструмент. При резких стартах и движении по пересеченной местности возможен перегрев. Вариаторы отличаются повышенной чувствительностью к маслу и периодичности обслуживания.