С первого января 2016 года вступает в силу технический регламент Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Согласно ему все продавцы автозапчастей обязаны будут иметь Сертификат соответствия на продаваемые ими автозапчасти. Однако это несет больше проблем, чем пользы. Например, в Беларуси нет лабораторий, которые бы были аккредитованы на испытание автозапчастей, а без протокола испытаний не возможно получить Сертификат.

По словам Дмитрия Францевича – директора ООО «ФБ Трэйдинг» – такие лаборатории есть в России – но они не хотят делать только испытание с выдачей протокола, они предлагают сразу весь цикл с выдачей Сертификата. Вроде как удобно сделать все в одном месте, но только стоимость их услуги достаточно высока. Если же вступить с российскими центрами сертификации в переговоры о стоимости их услуг, то начинаешь ощущать себя, как на рынке, с тобой просто торгуются снижая понемногу цену, но параллельно и сокращая либо сроки действия Сертификата либо какие то другие необходимые условия, например, предлагая выдать Сертификат, но не предоставлять протокол испытания, что является нарушением. По итогам таких переговоров возникают сомнения в компетентности и легальности российских центров, с которыми удалось вступить в переговоры (их было около пяти).

Кроме описанных выше проблем ТР ТС 018/2011 добавляет еще как минимум одну и очень значительную – это расширения перечня автозапчастей, подлежащих оценке соответствия, с двенадцати групп, действующих сейчас до ста восемнадцати позиций, предусмотренных регламентом.

На сегодняшний день белорусское бизнес сообщество ждет разъяснений, подлежат ли сертификации запчасти, которые скопились на складах и были ввезены до первого января. Как видим, пока больше вопросов и сложностей для белорусского автобизнеса, чем каких-то улучшений.