В 2016 году уровень продаж новых автомобилей в Беларуси вырос, однако эксперты не видят особых поводов для оптимизма. Это связано как с сокращением модельных рядов, так и со снижением количества автомобильных брендов, представленных в республике. Наиболее активно в минувшем году продавались бюджетные авто, но доходы дилеров от таких продаж минимальны, и об инвестициях в развитие речь не идет. Кроме того, рост обусловлен активностью всего нескольких крупных игроков.
По информации Белорусской автомобильной ассоциации, в 2016 году дилеры продали 26 808 автомобилей, причем эти данные не учитывают продажи марок УАЗ, Ravon, Lifan, Datsun, Cadillac, Honda и Geely, поскольку они не входят в БАА. Таким образом, уровень продаж превысил прошлогодний на 2,4%, в основном из-за незначительного роста цен в долларах.
Помимо этого, некоторым игрокам рынка помогли определенные привилегии от работы с российскими импортерами. Например, Nissan предоставлял беспроцентную рассрочку на 1 год в белорусских рублях, а дилеры Volkswagen запустили аналогичную программу за свой счет. Ряд игроков предложил покупателям программы трейд-ин, предусматривающие прием старого авто в зачет нового.
Компания Renault, как и ранее, не оставила конкурентам шансов в ценовой борьбе. Новое авто этого бренда можно было приобрести за 13,8 тысячи рублей, что позволило дилеру диктовать правила игры в этом сегменте рынка. Цены на такие модели, как Sandero Stepway, Duster и другие практические не изменились с начала прошлого года, к тому же бренд проводит достаточно агрессивную рекламную кампанию. Еще одним удачным ходом стало объявление о снижении цен именно в тот момент, когда потребители ожидали их роста. Все это привело к увеличению доли Renault на рынке новых автомобилей до 31,4%, что является рекордным показателем.
Volkswagen смог воспользоваться ослаблением позиций некоторых игроков рынка и увеличил свою долю до 16,6% с 14,6%. Прирост продаж в абсолютном выражении показали Audi, Kia, Skoda и ГАЗ.
Тем временем изменение модельного ряда для государств СНГ привело к существенным потерям Nissan. Негативными оказались и результаты Peugeot: бренду впервые за много лет не удалось удержаться в ТОП-10, несмотря на белорусскую сборку и активную рекламу.
Следует отметить, что для дилеров, продавших наименьшее количество автомобилей, содержание автоцентра становится весьма проблематичным. В частности, для развития клиентского сервиса и СТО, предлагающей качественные услуги по обработке очистителем тормозов и другой автохимией, замене незамерзайки и т.д., требуются определенные финансовые затраты. Соответственно, для некоторых из них нынешний год может оказаться последним.
Что касается самых продаваемых моделей, здесь лидером оказался Volkswagen Polo, белорусы за год приобрели 3 445 седанов российской сборки. С прошлого года на это авто устанавливается двигатель мощностью 110 л.с., поддержанию интереса к модели способствовали также версии Allstar и GT.
Далее в рейтинге идут сразу три модели Renault. В 2016 году было продано 2 856 единиц Duster, 2 343 Sandero Stepway и 1 770 Logan. Одну позицию в сравнении с предыдущим годом прибавила Skoda Rapid с продажами в 1 299 единиц. Среди моделей АвтоВАЗа самой популярной оказался универсал «Лада Ларгус», таких машин продали 747.
Среди новинок прошлого года можно отметить новую Toyota RAV4 (570 авто, 8 место) и Renault Kaptur (563 авто, 9 место). Вторая модель начала продаваться только в конце июля, причем на нее установлены квоты. Если бы не эти факторы, результаты были бы еще более впечатляющими. Продажи нового Kia Sportage составили 438 единиц, «Лада Веста» – 320 единиц, Hyundai Creta – 232 единицы.
Эксперты отмечают, что белорусы, которые могут позволить себе новый автомобиль, ориентируются, прежде всего, на цену и внедорожные качества. Именно поэтому 36,8% спроса пришлось на бюджетные автомобили класса В, 42,3% – на кроссоверы.
Обычно до 70% продаж автомобилей приходится на третий-четвертый квартал. В соответствии с этим принципом дилеры формируют склады и определяют маркетинговую стратегию. Однако в 2016 году, начиная с марта, продажи стабилизировались на уровне 2 200 машин и не показали роста до декабря. В последний месяц года продажи несколько выросли, благодаря акциям, но и здесь пальма первенства досталась Renault с продажами 1 280 авто за месяц.
Напомним, что с 1 января 2019 года все автомобили, ввозимые в Беларусь, должны будут оснащаться системой «ЭРА-РБ». Но в России аналогичные требования уже вступили в силу, а 82% продаваемых в республике машин собираются в РФ. В связи с этим специалисты ожидают не только подорожания машин, но и сокращения модельных рядов и перечня дополнительного оборудования.