Основная масса автовладельцев для смазки разных узлов традиционно применяет некое одно средство. Но профессиональный подход кардинально отличается от этого принципа – каждому узлу нужен «свой» продукт. А неподходящее средство может повлечь проблемы. Так ли это на самом деле?
Мы зададим этот вопрос Юрию Дедову – одному из руководителей белорусского представительства компании Förch. Эта компания – одна из лидирующих в области поставок химической продукции для автосервиса.
Подходит ли один продукт для «всего»?
К примеру, как разобрать заржавевшее резьбовое соединение? Оправдано ли применение WD40, ведь многие профессионалы скептически относятся к данному продукту – объясните, почему?
Есть несколько факторов. Во-первых, это средство декларируется как универсальное, для разных назначений: в качестве смазки, очистителя, растворителя ржавчины, влаговытеснителя, и пр.пр. Поэтому, непонятно насколько оно будет эффективно для конкретного узла. Представьте, что Вам предлагают залить универсальное моторное масло, которое подходит к любым типам двигателей… Согласитесь ли Вы? Думаю, нет. И это логично, т.к. все понимают, насколько разные двигатели устанавливаются в автомобили. И в одном масле точно невозможно собрать всё необходимое для удовлетворения всех требований. Так и в нашем случае – лучше применять узконаправленное средство для конкретного места и задачи. К примеру, для резьб необходим растворитель ржавчины («Жидкий ключ»).
– Но для обычного автолюбителя более приемлем подход – имей одно универсальное средство на все случаи жизни!
– Наверное, но для профессионала это неприменимо. Для него, чем универсальнее, тем эффект хуже. У нас в программе тоже есть похожие унипродукты, но они не имеют большого успеха у профессионалов (в индустрии и автосервисе).
Второй фактор. Возможно, используя ” вэдэшку” вы открутите гайку, но этот узел сразу необходимо вымыть и смазать, или в будущем он «закареет» уже намертво. Если же использовать спецпродукт результатом будет наилучший эффект и защита узла от ржавления, т.к. это средство изобретено именно для применения в резьбовых соединениях.
– Значит, всё же для «закаревшей» резьбы лучше применять жидкий ключ?
– Именно, и этот продукт называют по-разному, например, «Растворитель ржавчины». Кстати, компания Förch поставляет несколько вариантов такой химии: с разным распылом – точечным («S409 “Турбокрафт”») или широковеерным («S410 “Супербыстрый”»), очень проникающая или локального воздействия, на минеральной или синтетической основе (S411 “Чёрная магия”) и т.д.. В любом случае, такая химия разрабатывается так, дабы не навредить в будущем. К примеру, в качестве присадки в них может наличествовать сульфид молибдена MoS2. Такая присадка обладает двойным эффектом: первый – улучшение смазки, второй – препятствие дальнейшему ржавлению.
Однако, следует понимать, что такие средства не являются панацеей. Ведь встречаются настолько сложные случаи, что разобрать соединение можно лишь нагревая или вообще обрезая крепёж. Важно – применять такие продукты правильно. Ведь некоторые не хотят ждать, пока, после нанесения, химия подействует. Ведь средству необходимо время, чтобы проникнуть как можно глубже в коррозию. Следует помнить, что в случае с разрыхлителями ржавчины – чем дольше воздействие, тем эффективнее.
– Чем правильнее подобрано средство – тем дольше служит узел.
– А можно ли вообще избежать проблем с закисанием резьб, клинением замков или направляющих? Есть ли специальные профилактические средства?
– Опять же, возвращаясь к вышесказанному, отмечу, что для каждого узла необходимо определённое средство автохимии. В подавляющем большинстве ситуаций для профилактики применяются смазки. Вопреки обывательскому мнению, смазки сильно различаются по свойствам и местам применения. К примеру, есть «Универсальная смазка S407» – совершенно бесцветное жидкое минеральное масло вообще без присадок. Оно превосходно вытесняет воду, создаёт толстую смазочную плёнку и великолепно подходит для обработки узлов, работающих с зазорами – личинок замков, инструментальных трещоток, швейных машинок, оружия и т.п. Есть и более высокотехнологичная разновидность такой смазки – «Высокопроизводительная смазка с PTFE S416». В ней уже имеется тефлоновая присадка, обеспечивающая большую скользкость, повышенную термостойкость и защиту от запыления.
Однако, в дверных петлях или других подобных узлах, где есть сильное давление соприкосновения, традиционное жидкое масло работать не будет, т.к. попросту сотрется. В этих местах необходимо применять высокоадгезивные смазки. Они влипают в металл, и не стираются, их можно лишь смыть специальными очистителями. Эффект от этих смазок поражает: узел работает как новый без хруста и сопротивлений. Пример таких смазок: «Проникающая адгезивная консистентная смазка S401» или наиболее технологичная «Адгезивная смазка с PTFE S405».
Но, есть и «подводные камни». В личинках замков такой тип смазок использовать нельзя, так как возможно залипание движущихся частей. А вот механизмы замков, в торце дверей, салазки сидений, колёсные болты – можно. Второй нюанс: у “адгезивности” есть и побочный эффект – налипание пыли. Поэтому-то в качестве повышающей технологичность смазок присадки и используют ПТФЭ (Teflon®). О её свойствах мы уже говорили выше. Высокоадгезивные смазки дополнительно предотвращают холодное спекание, ржавление. Термостойкость смазок с ПТФЭ – до 250оС. Такими смазками обрабатываются цепи мотоциклов. Это очень ответственный узел, подвергающийся большим нагрузкам и атмосферным воздействиям. Здесь такие смазки проявляют себя наилучшим образом.
А для «обычных мест», к примеру, в подвеске, что использовать? Простую «графитку»?
– В неответственных местах конечно можно. У нас такая смазка называется «Многофункциональная консистентная графитная смазка S491». Но вообще, это смазка из разряда литиевых. В ней допускается присутствие воды, поэтому антикоррозионными свойствами особо не обладает. Так что, она не является профилактическим, а скорее вспомогательным средством не очень длительного действия. Её, в основном, применяют в неответственных грубых узлах, например, в рессорах грузовиков. Для подвески лучше применять высокоадгезивные смазки.
– В автомобиле есть и очень термонагруженные места. Тормоза, выхлопная система – какой инструмент применять там?
– Для таких мест существуют специальные высокотемпературные смазки. Принцип их работы следующий: В некий носитель, к примеру, минеральное масло, добавлена мелк