В Беларуси уже на протяжении двух лет цены на автомобили соответствуют российским. При этом в сегменте новых машин лидером по объему продаж остается Renault. По мнению эксперта авторынка Дмитрия Хлестова, такая ситуация сложилась по нескольким причинам. В первую очередь. Речь идет о большом количестве бюджетных моделей, предлагаемых этим автопроизводителей.

Кроме того, автомобили Renault славятся неплохим качеством, к тому же сам бренд хорошо знаком белорусским автолюбителям. Специалист отмечает, что в других странах СНГ итальянские и французские машины не пользуются большой популярностью. Например, в Казахстане предпочитают японские автомобили. В Беларуси всегда любили Peugeot, Citroen и Renault. Таким образом, бюджетные модели вполне успешно справляются со своими функциями, а купить новую машину можно при наличии 20 тысяч деноминированных рублей.

Для сравнения: Renault предлагает целую линейку моделей, среди которых и молодежь, и люди зрелого возраста, и пенсионеры могут выбрать подходящий вариант. Тем временем Volkswagen в данной ценовой категории предлагает только Polo Sedan. Дмитрий Хлестов поясняет, что белорусы всегда любили дизельные иномарки, к тому же каждый хочет ездить на автомобиле, даже если живет небогато. В результате спрос на недорогие модели растет, но людям хочется разнообразия. Именно поэтому в выигрыше оказываются те компании, которые могут предложить большой выбор в этом сегменте и привлекательные условия лизинговых программ.

С другой стороны, в Беларуси сложно ожидать больших объемов продаж, поэтому для некоторых компаний продажа 500 авто в месяц считается нормой, а для других – недостижимо высоким результатом. Нередко дилеры вынуждены работать практически с нулевым доходом, чтобы зарабатывать на гарантийном ремонте автомобилей и их обслуживании: обработке смазкой и другой автохимией, а также выполнении прочих работ, после которых автомеханики используют специальную пасту для рук. Объемы необходимы и для сохранения дилерства.

В целом производители устанавливают план продаж на территории Таможенного союза, но Беларусь со своими небольшими показателями не может диктовать условия ценообразования. В то же время существуют заградительные таможенные пошлины, из-за которых ряд автоконцернов локализовал производство в РФ и на белорусской территории. Это сделало невыгодной покупку подержанной машины в Европе, ведь теперь новое авто можно купить дешевле прямо на месте.

Дмитрий Хлестов напомнил, что в уходящем году наблюдался отток покупателей со вторичного рынка. В нынешних условиях некоторые сегменты практически опустели, в первую очередь это касается свежих универсалов и минивэнов. Начинают исчезать и европейцы, практически нет притока новых Seat Alhambra и Volkswagen Sharan. Такую ситуацию эксперт считает последствиями ухода с российского рынка некоторых автопроизводителей несколько лет назад.

Между тем, два года назад цены на автомобили в долларовом эквиваленте резко выросли. Сегодня покупатели привыкли к этим условиям, но поднять цены будет уже сложно. Диктовать цены могут только те компании, которые продают больше других. В ином случае более дорогих конкурентов просто не будут покупать. А ценовая политика Renault сделала невыгодной схему, по которой перекупы пригоняли подержанные авто этого бренда из России.

Эксперт обращает внимание на премиум-сегмент, который сейчас не может похвастаться хорошими продажами. Ранее такие авто покупали на вторичном рынке в РФ, едут за ними в соседнюю страну и сейчас. Недорогой автомобиль выгоднее покупать в Беларуси: на рынке либо в автосалоне, в том числе в лизинг.

Что касается успеха Skoda, которая в последнее время так полюбилась белорусам, его причины заключаются в привычном объеме двигателя в 1,6 л, простой подвеске, хорошей подготовке кузова с защитой от коррозии. Такому автомобилю достаточно зимних шин и незамерзайки, чтобы не доставлять проблем автовладельцу зимой, но, например, Rapid сложно назвать бюджетными, не говоря уж об Octavia.

Дмитрий Хлестов напомнил, как в свое время в Латвии многие покупатели машин воспользовались лизинговыми программами, а потом поняли, что не смогут выплачивать необходимые суммы. Он считает, что поступление большого количества авто с плохой кредитной историей ведет к обвалу рынка, поскольку их необходимо продать, но они не могут стоить как новые авто. В 2017 году он прогнозирует вялотекущие продажи без особого подъема и каких-либо аншлагов.