Многие автолюбители стараются так или иначе усовершенствовать свои машины. Они не ограничиваются стандартным техническим обслуживанием, во время которого механики обрабатывают авто необходимыми смазками и растворителями ржавчины, очистителями тормозов, после чего пользуются специальной пастой для рук. Иногда владельцы «железных коней» безо всякой меры увлекаются тюнингом.
Например, на свежекупленную пятилетнюю машину нередко ставят антикрыло и как можно больше спойлеров. Почему-то считается, что только в этом случае автомобиль будет ездить именно так, как должен. Домашние обвесы с кричащим дизайном иногда устанавливают даже на старенькие Mercedes-Benz AMG и BMW M-серии.
По сути, «колхозный тюнинг» имеет три основных направления: чипование, имитация граунд-эффекта и аэродинамика.
Чип-тюнинг считается самым простым вариантом. Заводы выпускают двигатели для авто, в которых предусмотрены максимальная экологичность и экономичность. При желании в электронных «мозгах» можно отыскать внутренние резервы, позволяющие улучшить отдачу. В этом случае автомобиль становится более резким, но и потребление топлива увеличивается. Это приводит еще и к снижению экологичности, однако такая особенность характерна для любого спорткара. Таким образом, если автолюбителю обещают сохранить приемлемый запах и увеличить экологичность при росте мощности, то его попросту «разводят».
Чаще всего тюнинг касается внешнего вида авто. Как правило, все начинается с дисков, а также изменения профиля шин. Считается, что покрышки должны быть максимально тонкими, и это вполне обоснованное мнение. Дело в том, что низкая шина не так подламывается и пружинит при активном рулении, но следует помнить: низкопрофильные колеса не подходят для плохих дорог. Они могут лопнуть даже на небольших ямах.
На авторынках можно найти множество вариантов пластиковых обвесов, которые якобы улучшают аэродинамику авто. К ним относятся спойлеры, накладки на пороги, бамперы, диффузоры, антикрылья и т.д. Многие автолюбители уверены, что спойлеры позволяют оптимизировать воздушные потоки. Так, передний спойлер на бампере уводит воздух из-под днища, подгребая его вверх, а задний спойлер на багажнике избавляет от турбулентности.
Все эти явления действительно имеют место, но только на определенных скоростях и при наличии строгого угла наклона. На скоростях, характерных для движения по городу, они наоборот тормозят разгон, искажая аэродинамику. Именно поэтому многие спорткары оснащаются выдвигающимися спойлерами, которые используются только при установленной скорости. Оптимальный режим можно определить только с помощью обдувки в аэродинамических трубах, и делают это только крупные компании. Во всех остальных случаях единственное преимущество спойлеров заключается в защите от брызг заднего стекла хэтчбека.
То же самое можно сказать и об установке антикрыла, которое впервые использовали в 1968 году Ferrari на гонках «Формулы 1». Оно было расположено над головой пилота и повышало прижимную силу. Таким образом, гонщик мог проходить виражи на большой скорости, не рискуя вылететь с трассы. Но антикрыло тормозило машину на прямых отрезках и искажало развесовку по осям. Первый недостаток можно было победить за счет увеличения мощности мотора, а вот второй оказался достаточно серьезным. В результате инженеры стали устанавливать на болиды второе антикрыло спереди.
Антикрыло, установленное на седан в гаражных условиях, негативно влияет на скорость, а также создает угрозу из-за снижения сцепления передних колес. По-настоящему антикрыло работает только на скорости более 140 км/ч.
Еще большей бесполезностью отличаются диффузоры, хотя в свое время они стали одним из факторов, обеспечивших победу Lotus в «Формуле 1». Если они расположены под кормой, то демонстрируют определенную эффективность только в сочетании со сложной системой, включающей множество других аэродинамических эффектов. При установке на серийные модели ни о какой функциональности речь не идет.
На самом деле улучшить аэродинамические свойства машины могут только профессиональные инженеры, а покупателям BMW или Mercedes-Benz AMG лучше всего просто оставить все как есть.