На протяжении последних лет у людей сложились определенные стереотипы, касающиеся тех или иных автомобильных брендов. Например, Ferrari чаще всего ассоциируется со спортивными авто, Rolls-Royce представляется как роскошный седан представительского класса, а под Scania принято понимать фуры или автобусы. Тем не менее, многие производители выпускают и совершенно нетипичные для них машины, которые способных удивить даже опытных автолюбителей.

Британский автопроизводитель Aston Martin известен своими спорткарами, а также седанами Rapide и Lagonda. Далеко не все знают, что уже более 50 лет эта компания производит еще и универсалы.

Так, в 2000 году Aston Martin совместно со швейцарской компанией Roos Engineering Ltd разработали универсал на базе Lagonda, который получил название Shooting Brake. Основой для этого авто послужила модель 1987 года, машина получила бензиновый двигатель V8 в 309 сил и четырехступенчатую автоматическую коробку передач. Разгон до сотни возможен за 7,8 секунды, что для тех времен было вполне достойным показателем для этого типа кузова.

Первая ассоциация с DAF – это, конечно, тягачи. Можно вспомнить еще автобусы этого бренда, но во второй половине минувшего века компания выпускала и легковые авто, причем весьма активно. В середине 1970-х годов производилось купе DAF 66 Marathon 1300, которое было выпущено в количестве около 25 тысяч единиц.

До этого компания выпускала не только купе, но и универсалы, а также седаны. Правда, сейчас DAF является производителем только седельных тягачей и коммерческой техники. Новинки компании можно увидеть в рамках Road Show, которое периодически организует белорусское представительство.

Говоря об универсалах от Ferrari, невозможно обойти вниманием полноприводный спортивный FF, который был переименован в  GTC4Lusso. Но компания выпускала универсалы и ранее, в том числе в полноценном 5-дверном варианте. В 1996 году итальянским ателье Pininfarina была представлена модель Ferrari 456 GT Venice Estate. Она стоила огромных денег, и в мире нашлось только шесть желающих приобрести такое авто. Столько экземпляров машины и было выпущено, все они целы до сих пор и находятся в коллекциях и музеях. Очевидно, что их владельцы обеспечивают машинам своевременное техническое обслуживание с использованием лучших растворителей ржавчины, смазок и прочей автохимии, но даже после ремонта таких дорогих авто, механикам необходимо пользоваться профессиональной пастой для рук.

У Lada еще до Largus существовал минивэн на семь мест, называвшийся «Надежда». ВАЗ-212- был выпущен в количестве 8 тысяч единиц, и почти все машины до сих пор можно увидеть на российских дорогах, хотя они и считаются эксклюзивом.

По сути, «Надежда» была первым минивэном в России. Это авто получило доработанную платформу от «Нивы», как и Lada 2131. Машина выпускалась в спецверсиях: фургон, пикап, такси и имело двигатели в 1,7 и 1,8 л. При этом стоила машина достаточно дорого, а ее дизайн оказался не самым удачным.

Одним из самых необычных проектов Lamborghini стал хэтчбек Marco Polo, концепт которого был разработан в ItalDesign. Особое внимание разработчики уделили удобству: улучшенной шумоизоляции, комфортному четырехместному салону и дверям «крыло чайки». Но серийный выпуск модели в планы производителя не входил.

Удивительно, но Porsche 911 не раз становилась седаном. Четырехдверное авто на базе этой модели заказал в 1967 году миллионер из США Вильям Дик. Еще один седан – 989 – появился в 1988 году.

Rolls-Royce в свое время выпускал универсалы. В 1978 году по заказу весьма состоятельного клиента компания создала Rolls-Royce Silver Shadow II Estate Car, а затем появился Silver Shadow второго поколения.

В советские времена всем были известны четырехдверные «Волги» и универсалы этого производителя. Но в 2005 компания пыталась наладить производство купе на базе 3110, которое даже существовало в виде прототипа. Однако проект был закрыт из-за очень высокой цены машины, она составляла 12 тысяч долларов.

На Запорожском автозаводе в 1970-х годах проходил конкурс на лучшее авто для перевозки пассажиров, победителем которого стал проект на базе «Таврии». Кабина водителя располагалась отдельно над левым передним колесом, двигатель находился справа, а сзади был большой салон. Этот проект не нашел финансирования, поэтому не был реализован.

В 1980-х годах на заводе ЛуАЗ решили обновить устаревшую ЛуАЗ-969 М. результатом стало появление ЛуАЗ-1301, который так и не дошел до серийного производства. В 1994 году проект пытались возродить, но снова безуспешно.