Компания Mercedes-Benz обратилась к российскому правительству с заявкой по поводу создания специального инвестиционного климата. Такую информацию опубликовало издание «Газета.Ru» со ссылкой на собственные источники, близкие к Фонду развития промышленности. Этот фонд занимается финансированием инвестиционных проектов, сотрудничая с Минпромторгом. Данную информацию косвенно подтвердили и источники в самой компании, однако пресс-служба российского представительства немецкого автопроизводителя комментировать вопрос отказалась. Не ответили на соответствующий вопрос и в Минпромторге.
В то же время существуют и другие подтверждения намерений Mercedes-Benz создать предприятие по выпуску автомобилей на территории Российской Федерации. Правда, ранее было не совсем понятно, на каких условиях будет основано сотрудничество бренда с правительством России. Но с учетом первоначальных требований, предъявляемых при создании специального инвестиционного климата, можно предположить некоторые моменты.
По словам руководителя практики внешнеторгового регулирования международной юридической компании DLA Piper Вильгельмины Шавшиной, специальный инвестиционный климат является одним из инструментов, применяемой в рамках реализации политики импортозамещения в РФ. Одна из задач этой политики заключается в том, чтобы максимальное количество товаров выпускалось на территории страны. При этом статус «Сделано в России» не подразумевает страну происхождения, но в отношении продукции, которой он присваивается, действует более лояльное государственное регулирование.
В частности, соблюдение определенных условий позволяет принимать участие в государственных закупках и поставлять товары компаниям с государственным участием. В этих случаях часто ставятся условия по закупке исключительно отечественной продукции. Для получения статуса «Сделано в России» существует три способа, одним из которых является и специальный инвестиционный климат. Подписав его, компания может получить право использования данного бренда авансом, даже если она еще не выполнила все предусмотренные операции. Именно так совсем недавно поступила Mazda.
Между тем в Фонде развития промышленности поясняют, что специальный инвестиционный климат является соглашением с государством, в котором зафиксированы обязательства инвестора по реализации проекта на территории Российской Федерации. При этом инвестор берет на себя обязательство выпускать конкретную продукцию и уплачивать налоги, достигать определенной степени локализации и т.п.
Для каждой компании устанавливаются индивидуальные условия контракта. Например, уровень инвестиций или процент локализации у разных компаний могут отличаться, но базовые требования сохраняются. В свою очередь государство предоставляет гарантии сохранения условий ведения бизнеса и применения всевозможных мер стимулирования, в том числе субсидиарного и налогового характера.
Так, компания получает доступ к государственному заказу по упрощенной процедуре, может поставлять продукцию, выпущенную в рамках специального инвестиционного климата, на внеконкурсной основе. Помимо этого, компания имеет право на возможность снижения региональной и федеральной ставки налога на прибыль до нулевой отметки, не ухудшение налоговых условий и ускоренную амортизацию основных производственных средств. Еще одним преимуществом является упрощение и ускорение процедуры получения статуса российского производителя.
Напомним, что ранее компания «Мазда Соллерс» и Минпромторг РФ подписали соглашение о специальном инвестиционном климате. Инвестор обязался вложить в организацию производства по выпуску двигателей более 2 миллиардов рублей в 2018 году. Кроме того, компания намерена выпускать обновленные версии Mazda 6 и Mazda CX-5, а также двигатели Mazda SkyActiv-G. Очевидно, что всем этим автомобилям потребуется соответствующее техническое обслуживание с применением профессиональной автохимии: специальных смазок, очистителей тормозов и так далее, после использования которых, механикам необходимо будет применить пасту для рук. В рамках реализации проекта планируется создать как минимум 609 рабочих мест.
По словам юриста адвокатского бюро А2 Елены Хафизовой, условия специального инвестиционного климата выгодны автопроизводителям, имеющим стабильное положение на российском рынке и низкий уровень локализации производства. Но из-за ситуации на российском рынке новых автомобилей, компании вынуждены вести осторожную инвестиционную политику, поэтому в Минпромторг подается не так уж много заявок по этому поводу.