Беларусь с 90-х годов пытается наладить производство легковых автомобилей. Первой ласточкой стал автомобиль Ford, собираемый на заводе ЮНИСОН в поселке Обчках, что находиться не далеко от Минска по могилевскому направлению. Завод построил Ford, которому государство предоставило льготы в налогах.
Сами автомобили Ford, выпускались всего лишь двух моделей: Escort и Transit, даже скорее собирались, а не выпускались, так как завод был построен без сварочного и покрасочного цехов.
Выпускались эти модели недолго, потому что Ford принял решение уйти с белорусского рынка, после того как государство изменило для него правило ведение бизнеса.
После этого тот же завод Юнисон, наладил в начале 2000-х годов выпуск польских грузовичков «Люблин», но опять же не долго. «Люблин» не смог конкурировать с российскими ГАЗелями и его выпуск на заводе был свернут.
Следующим автомобилем белорусской сборки на Юнисоне стал Samand, который представляет собой иранский автомобиль на базе Peugeot 405. Благодаря административному рычагу государства этот автомобиль получил относительный успех. Его закупали многие государственные организации, а после снижения цен и частные лица. Это подвигнуло руководство завода Юнисон на дальнейшие поиски и заводом был налажен выпуск китайской марки авто Zotye Z300. Но эти машины практически не пользуются спросом, так как марка малоизвестна даже у себя на родине – в Китае.
Следующим шагов в белорусском автопроме становиться появление завода под Борисовым под название БелДжи, который осуществлял сборку китайских автомобилей Geely трех моделей. Эти автомобили получили достаточно успешное продвижение в Беларуси, благодаря опять таки, сильной государственной поддержке. Однако на сегодняшний день сборка всех трех моделей Geely прекращена из-за падения цен на автомобили на российском рынке, в некоторых случаях даже в два раза. Падение цен произошло из-за падения курса российского рубля, что привело к неконкурентной позиции авто, выпускаемые БелДжи.
Однако, на базе БелДжи на сегодняшний момент, полным ходом идет строительство завода полного цикла, с современным оборудованием и инструментом, где предполагается выпуск опять же трех моделей авто, но пока не известно каких именно.
Тем временем на сегодняшний день, вернувшись к заводу Юнисон, в Беларуси собираются следующие марки авто: Opel Mokka, Chevrolet Traxx, Chevrolet Tahoe и Cadillac Escalade. Однако для рынка Беларуси доступна только модель Opel Mokka, все остальные поставляются на рынок России.
Кроме того на этом заводе собираются и доступны для рынка страны модели концерна PSA: Citroen C-Еlysee, Peugeot 301, Citroen Berlingo, Peugeot Partner, Peugeot 3008 и Peugeot 508.
Заметим, что на обоих заводах, пока осуществляется только сборка иностранных автомобилей, с использованием автозапчастей и автохимии, иностранного производства. Так, что говорить о белорусском производстве легкового автомобиля, в отличие от наших знаменитых тракторов, грузовиков и самосвалов, пока что рано.