Многие автомобильные дисциплины доступны только при наличии соответствующего спортивного авто. Однако существуют и любительские гонки, в которых можно поучаствовать на стандартном семейном авто. Одна из таких гонок – джимхана, которая предполагает проезд извилистой трассы, обозначенной бочками, конусами, рекламными щитами.
Скорости здесь небольшие, чаще всего гонщики ограничиваются второй передачей. Основная задача – виртуозно управлять машиной и запоминать конфигурацию трассы. В Беларуси существуют зеркальные трассы, которые позволяют проводить параллельные заезды двух участников. В данном случае требования к автомобилю минимальны, а участники распределяются в соответствии с мощностью, объемом двигателя и типом привода. Стоимость участия составляет 85 рублей, при этом необходимо наличие шлема и лицензии БАФ.
Для скоростного маневрирования создаются менее ходовые и более извилистые трассы. Заезды здесь достаточно зрелищные, гонки не обходятся без визга резины на поворотах, резких торможений и разворотов с ручником. К слову, для участия в таких заездах лучше выбрать авто с механическим ручником, им обязательно придется воспользоваться.
Регламент состязаний предусматривает три заезда по трассе с разной конфигурацией, четыре победителя соревнуются за первые позиции в парных заездах. Участники должны иметь специальную одежду и водительское удостоверение, к участию в любительской категории допускаются новички или водители с опытом до двух лет. Стоимость участия – до 80 рублей за этап.
В гонках Time-Attack победителем становится тот, кто покажет лучшее время прохождения круга. Обычно такие состязания проводятся не на гоночной кольцевой трассе, а на имитирующей ее траектории, обозначенной конусами. Обгоны на такой трассе запрещены. Требования здесь достаточно серьезные. Так, необходимо иметь огнетушитель с правильным креплением, проверяют также состояние резины, исправность тормозной системы, наличие у пилота комбинезона, шлема и перчаток и т.д. Стоимость участия составляет от 150 рублей.
Трек-день представляет собой облегченный вариант Time-Attack. На специальной площадке конусами прокладывается траектория гоночного трека, заезды участников хронометрируются. В течение сезона конфигурация трассы не изменяется, поэтому можно оценивать свои результаты, менять настройки подвески, давления в шинах и т.п. Многие представители ралли, тайм-аттак и дрифта приезжают сюда, чтобы проверить машины и настроить их.
Трек-дни проводятся в аэропорту Минск-1, длительность заездов – 2,5 часа, за это время участники обычно проезжают 40-50 км. Для членов БАФ стоимость участия составляет 25 рублей, для остальных автолюбителей 35-40 рублей.
Free-run drift – это тренировки по дрифту, которые проводятся в свободном формате на полигоне в Липках. Поучаствовать может любой владелец заднеприводного или полноприводного автомобиля. Организаторы поливают асфальтовое покрытие водой, поскольку дрифт на сухом асфальте негативно влияет на состояние автомобиля и его шин.
В таких свободных заездах можно проверить свое умение ездить в управляемом заносе. За счет комбинации дуг на трассе водитель может проявить свое умение перекладывать машину из одного скольжения в другое. За 3-3,5 часа катания придется заплатить 50 рублей.
Что касается стрит-дрифта, это направление в Беларуси пока только развивается. В таких гонках могут участвовать заднеприводные гражданские авто, парные заезды здесь не проводятся. Для участия необходима одежда с длинными рукавами, закрытая обувь и взнос в 30-40 рублей.
На полигоне в липках проводятся Drag-дни – заезды на дистанции 402 метра. К участию допускаются любые гражданские автомобили, результаты участников хронометрируются. Участники оплачивают въезд на полигон в размере 13 рублей, количество заездов не ограничивается.
На ралли третьей категории необходимо проехать определенную дистанцию за отведенное время и выполнить в пути дополнительные задания. А самым доступным и безопасным форматом гонок для новичков считается трофи-рейд. В линейном варианте все авто проходят один маршрут, определенной «легендой», который необходимо преодолеть как можно быстрее. При GPS-ориентировании необходимо сфотографироваться возле максимального количества точек с заданными координатами. Для этого вида подойдет любой внедорожник, стоимость участия – 40-50 рублей.
В джип-триале потребуется регистрация, подача заявки, прохождение техкомиссии и наличие спортивной страховки. Так же, как и в вышеперечисленных видах заездов, автомобиль необходимо подготовить, что как правило, участники могут сделать на СТО с применением профессиональной автохимии, растворителей ржавчины, очистителей тормозов и прочей или сделать это самостоятельно в гараже, с применением той же профессиональной автохимии. Цель участников – проехать специальные ворота по порядку и без касания, а также без сбитых вешек. Стоимость участия – от 70 рублей за день.
Гонки RFC (Rainforest Challenge) объединяют скоростную гонку по бездорожью и секции, как в джип-триале. Любительские категории к участию не допускаются, стоимость составляет 90 рублей. Более высокие требования установлены в джип-спринте и ралли-рейде, а протяженность трасс здесь составляет 100-200 км. За участие придется заплатить 190 рублей.