Исходя из того, что пишут о Минском автомобильном заводе в последние несколько лет, дела на предприятии идут не слишком хорошо. Убытки МАЗа растут, сотрудников сокращают, а продажи на основном рынке падают. Основной рынок сбыта для этого предприятия – Россия, поэтому кризис в соседнем государстве серьезно отразился на экономике завода. Так, продажи новых грузовых автомобилей на российском рынке снизились более чем на 70%, соответственно, произошло снижение всех ключевых экономических показателей завода.

Тем не менее, в последнее время наблюдается рост продаж новых автобусов и грузовиков в Российской Федерации. По данным «Автостата», в первом квартале нынешнего года КамАЗ нарастил долю рынка на 8% до 40,9%. При этом доля МАЗа на этом рынке упала до 6,2% с прежних 7,4%.

На белорусском предприятии поясняют, что продукция МАЗ, которая находится на складах в России, стала привлекательной по цене из-за девальвации российского рубля. Кроме того, предприятие предложило специальные цены на продукцию, остающуюся в дилерской сети. В результате в первой половине 2015 года продажи оказались достаточно высокими. Сейчас же продается автотехника, выпущенная в этом году, а она уже несколько дороже. Это повлияло на уровень продаж, однако в денежном выражении производитель ничего не потерял.

Помимо этого, в данных «Автостата» учтена статистика регистрации новых автомобилей в ГАИ. Сюда входят крупные закупки ГАЗов и КамАЗов компаниями вроде «Газпрома» и «Роснефти». К таким закупкам МАЗ допускают далеко не всегда. В то же время представители Минского автозавода уверяют, что коммерческие продажи у предприятия растут.

Тем временем эксперты напоминают, что после начала сотрудничества КамАЗа с Daimler, качество продукции существенно повысилось. Сегодня под этим брендом продаются практически грузовики Mercedes-Benz, весьма благосклонно принимаемые рынком.

На это на МАЗе отвечают, что хорошее соотношение цены и качества КамАЗов обусловлено государственной поддержкой. В частности, в текущем году на программы поддержки автопрома будет направлено 2,2 миллиарда долларов, поэтому и продукция привлекательна по цене. Но и МАЗ предлагает хорошую цену, ожидая, что через пять лет российские покупатели выберут белорусские грузовики, благодаря низкой цене и приемлемому качеству.

В этих условиях Минский автозавод активизировал работу по поиску новых рынков сбыта. В первом квартале продажи за пределы СНГ увеличились практически на 60%. По данным издания «Белорусы и рынок», 174 грузовика МАЗ на сумму в 17,8 миллиона долларов было продано в 18 стран.

Коммерческий директор МАЗ Александр Захарченко отмечает, что предприятие начало производить специальную технику, в том числе подъемные краны, мусоровозы и т.д. Этот рынок является достаточно сложным, но его доходность выше, ведь одна спецмашина может стоить в 10 раз больше обычного тягача. МАЗ располагает не только собственными разработками в этой области, но и договоренностями о локализации производства навесного оборудования европейских компаний. Например, было выпущено три новых модели спецтехники совместно с китайской Zoomlion.

Главным преимущество белорусской техники остается цена. Для сохранения качества при доступной стоимости на предприятии разрабатывается модульная платформа для сбора различных моделей на одних агрегатах. Таким способом планируется снизить стоимость производства. Помимо этого, планируется выйти на рынки Африки и Азии.

К 2020 году на предприятии обещают выпустить СуперМАЗ- конкурента продукции Daimler-КАМАЗ. Здесь будет новая кабина, в которую можно установить двигатель стандарта Евро-6. У некоторых водителей возникает вопрос: не придется ли пользоваться растворителем ржавчины и прочей похожей автохимией после первой же зимы? На МАЗе отвечают, что за счет применения новой технологии – катафорезного метода – грунт будет наноситься на рамы и кабины идеально, а покрытие будет более прочным.

Что касается ремонта и сервиса, на заводе говорят, что грузовики в среднем находятся в сервисе на протяжении двух дней. За это время производится необходимый ремонт и обработка смазками, а также другие необходимые работы, после которых механики обычно пользуются профессиональной пастой для рук. Помимо собственного сервисного центра, МАЗ имеет сертифицированные СТО, для которых с этого года будет введена единая компьютерная система. В ней будет доступ к каталогам запчастей и технологиям ремонтов, что позволит заменить бумажный документооборот и ускорить обслуживание.