В Бирмингеме уже почти 80 лет работает завод Castle Bromwich Assembly, причем половину этого времени на предприятии выпускаются автомобили легендарного бренда Jaguar, в том числе модель F-Type. Завод начали строить в 1938 году, его создание было предусмотрено предвоенной программой авиационного вооружения Великобритании.
Именно на этом предприятии сконструировали Spitfire, один из лучших истребителей Второй мировой войны. С 1942 года завод начал выпускать четырехмоторный тяжелый бомбардировщик Lancaster, а всего в годы войны британским Вооруженным Силам было поставлено свыше десяти тысяч самолетов, произведенных на Castle Bromwich Assembly.
В 1945 году управление заводом перешло к Fisher and Ludlow, которые наконец собрали 14 фабрик, разбросанных по регионам, в одной локации. После войны производство переориентировали на выпуск кухонных моек и кузовов для автомобилей British Motor Corporation: Rover, Austin, Mini, Triumph и MG. В 1966 году в корпорацию вошел Jaguar, а с 1977 года к этому бренду перешел полный контроль над заводом. Здесь были созданы легендарные модели Jaguar XK, а также первые версии XJ и S-Type.
Сегодня на заводе насчитывается порядка трех тысяч сотрудников, а 80% работ автоматизированы. Роботы поднимают машины, поворачивают их, как будто разглядывают, выверяют, клепают, что-то приделывают и далее передают по конвейеру. В полном соответствии с британской атмосферой все делается сдержанно и без суеты. Это неудивительно, ведь речь идет о производстве люксовых авто.
Люди на заводе выполняют самую важную работу: укладывают и соединяют проводку, контролируют сборку, измеряют зазоры, закручивают «несущие» болты, проверяют ровность покраски, а также тестируют готовую продукцию.
На предприятии установлен восьмичасовой рабочий день, здесь часто работают поколениями и уходят на пенсию позже 65 лет. При выслуге лет «долгожители» могут получить в подарок, выпускаемый по соседству Land Rover Evoque или Jaguar XF. Каждые пять недель рабочих, занятых на слесарном производстве, меняют местами. Это позволяет им получить опыт работы на разных этапах сборки. Узкие специалисты не участвуют в этом процессе.
За сутки на заводе собирают около 60 единиц модели F-Type. Создание спортивного купе происходит на 85 рабочих участках, каждый этап занимает примерно шесть минут. При изготовлении такого авто используется 101 метр клеевого материала, 563 крепежных элемента и 2 388 заклепок.
В целом до 1 тысячи деталей будущей машины штампуются на роботизированных прессах. Самый современный экструдер делает до 36 заготовок за минуту, а самый большой в мире пресс выдает уникальные алюминиевые детали, предназначенные для аэродинамического кузова Jaguar F-Pace.
Производство в основном алюминиевое, за счет использования этого металла вес автомобиля существенно снижается. Так, кроссовер F-Pace весит всего 1 800 кг. Кроме того, повышается экономичность машины и снижаются вредные выбросы, а также обеспечивается стойкость к коррозии. Правда, это не означает, что при обслуживании, авто можно не обрабатывать растворителем ржавчины, очистителем тормозов и другой автохимией. К слову, Jaguar направляет на переработку до 100% алюминия и стали.
Первый этап сборки – это соединение с помощью инструментов отштампованных рядом элементов днища, к которому крепятся боковые и верхние панели. Затем навешиваются капот, двери, крылья и багажник, качество сборки корпуса проверяется автоматической системой лазеров и камер, после чего кузов идет в покраску.
Покрасочный цех имеет площадь, аналогичную восьми футбольным полям, здесь можно разместить 7.5 км конвейера. Кузов чистят от металлической пыли, наносят защитное покрытие, а потом устанавливают звукоизолирующие материалы, распыляют защитную грунтовку, основной цвет и лак. Впоследствии покрашенные кузова практически никак не защищаются, от защитных «матов» давно отказались, поскольку их наличие способствовало снижению осторожности рабочих.
У каждого Jaguar имеется документ, в котором указаны комплектация, опции, выбранные покупателем, и подробности сборки, в том числе результаты тестов. При возникновении каких-либо проблем с машиной несложно узнать, кто и как собрал именно этот экземпляр.