22 августа на Республиканском полигоне для испытаний мобильных машин Объединенного института машиностроения НАН Беларуси состоялась презентация первого в стране электромобиля отечественной сборки. Руководитель института Сергей Поддубко рассказал журналистам, что год назад разработчики обратились к главе Президиума Академии наук Владимиру Гусакову с предложением о создании такого транспортного средства. Он поддержал идею, и менее чем через год появился экспериментальный образец.
Специалист отметил, что этот образец имеет характеристики и электрические компоненты, созданные с привлечением компаний, которые обладают опытом в данном направлении. По его словам, машина спроектирована под городские условия. Мощность ее двигателя составляет 60 кВт или 80 лошадиных сил. Он уточнил, что для работы в городской среде этого достаточно. Он также рассказал, что во время испытаний на полигоне электромобиль показал максимальную скорость в 110 км/ч. На машине установлена электронная система защиты, а впоследствии его возможности будут постепенно увеличиваться.
Электромобиль затрачивает на энергию 2-3 белорусских рубля на 100 километров, что значительно меньше, чем при использовании бензина. Правда, цена на такую машину пока значительно выше, чем на обычное авто, поскольку одна батарея обходится в 17 тысяч долларов. Для снижения стоимости необходимо серийное производство всех компонентов в Беларуси, поэтому данная задача считается приоритетной. Кроме того, необходимо обеспечить обслуживание электрокаров с учетом их особенностей на СТО, в том числе обработку растворителем ржавчины, смазками, замену незамерзайки и все остальные работы.
Сергей Поддубко отметил, что накопитель электроэнергии может заряжаться от обычной электросети или с помощью специального устройства. При напряжении в 220 В зарядка займет шесть часов, при более высоком токе достаточно будет четырех часов.
Базой для экспериментального электромобиля послужила серийная модель GeelySC7 белорусской сборки. Сергей Поддубко пояснил, что это дает возможность отрабатывать компоновочные решения по электрокомпонентам, уточнять их характеристики и в итоге начать создавать полноценный опытный образец. Предполагается, что со временем в Беларуси освоят его производство.
Примечательно, что компонентная база тягового электропривода полностью локализована в республике. Единственный покупной элемент – это тяговая батарея – накопитель электрической энергии. В тендере на приобретение данного оборудования победу одержала компания из Санкт-Петербурга «Энер зэт».
Глава Объединенного института машиностроения уточнил, что в дальнейшем производство батарей планируется освоить в Беларуси. Он отметил, что специалисты Научно-практического центра НАН по материаловедению создали новый материал с высокой эффективностью. Он может стать основой для суперконденсатора.
Председатель Президиума НАН Владимир Гусаков заявил, что перед учеными поставлена задача по обеспечению максимальной локализации электромобиля белорусского производства. Он пояснил, что в экспериментальный образец уже сегодня можно садиться и ехать, пояснив, что следующей задачей является локализация. По его мнению, этот показатель может быть доведен до 100%.
Владимир Гусаков обратил внимании на то, что электросистема машины полностью разработана отечественными учеными. В настоящее время рассматриваются варианты по месту организации серийного производства. В частности, изучаются возможности создания конвейера и использование инструмента на мощностях БелАЗ, Академии наук и «Белкоммунмаша». Он пояснил, что окончательное решение будет приниматься с учетом экономической целесообразности. При этом он выразил уверенность в том, что белорусский электромобиль будет.
Глава Президиума НАН высоко оценил качество экспериментального образца. Он также рассказал, что с ним уже ознакомились зарубежные эксперты и предложили сотрудничество. Он отметил, что решение о создании собственного электромобиля было принято с учетом высокого потенциала Академии наук, позволяющего решать даже наиболее сложные задачи. Одним из таких решений станет отечественный электрокар.
Электрокар сегодня протестировал и вице-премьер Беларуси Владимир Семашко. Он отметил, что машина достаточно динамична и хорошо разгоняется. По его словам, никакой особой разницы с А8 он не почувствовал.