Вскоре белорусам станет доступна новая услуга: каршеринг. На данный момент информации о парке оператора и стоимости такой услуги нет, поэтому о ее привлекательности для потребителя судить сложно. Очевидно, что спрос будет формироваться только в том случае, если цена аренды будет ниже, чем в такси, и выше, чем в городском общественном транспорте.
Развитие этого сегмента рынка началось в конце 1990-х годов одновременно с широким распространением систем навигации GPS и средств защиты, позволяющих отслеживать арендованные машины, а также получать доступ в авто с помощью карт радиочастотной идентификации RFID. Именно тогда стали появляться каршеринговые компании.
Принцип работы таких компаний отличается от обычной аренды автомобиля. Сначала в офисе компании или на ее сайте необходимо заключить договор, экземпляр клиента предоставляется ему в том же офисе либо доставляется курьером. Этот документ действует на протяжении всего срока пользования услугой, т.е. клиент может воспользоваться любой машиной в любой момент. Иногда регистрация в системе возможна и без посещения офиса.
Например, пользователи французской системы Autolib могут зарегистрироваться в киоске, расположенном на станции аренды. Для этого требуются водительское удостоверение, кредитная карта и удостоверение личности, необходимо также внести залог. После регистрации клиент получает карту, с помощью которой можно открыть автомобиль или закрыть его, а также оплатить поездки.
По сути, процесс бронирования в каршеринге полностью автоматизирован. Машины некоторых служб можно оставить на специальной парковке, в других разрешается оставлять транспортное средство в месте, где закончилась поездка.
Доступ в авто осуществляется посредством физической карты доступа, в том числе водительских прав с RFID-меткой. Разблокировать машину можно и с помощью специального приложения для смартфона, причем ключ в этот момент может находиться в бардачке или даже в замке зажигания. Закрывается авто точно также, а приложение на смартфоне позволяет найти свободную машину и забронировать ее. При этом клиенту предоставляется определенное время, чтобы добраться до забронированного автомобиля.
Поездки оплачиваются двумя способами. Первый – через пополнение виртуального счета, открытого при регистрации. Второй – с помощью привязки банковской карты к аккаунту. Никаких расчетов наличными в каршеринге не предусмотрено.
В США крупнейшим каршеринговым оператором является компания Zipcar. Она имеет 11 тысяч автомобилей в парке, более 730 тысяч активных клиентов и предоставляет машины более чем в 50 больших городах Канады, Соединенных Штатов и Великобритании. Кроме того, автомобилем можно воспользоваться в более чем 250 университетов и колледжей. Обязательными условиями являются возраст не менее 21 года и наличие водительского удостоверения, учитывается также история вождения.
Сервис Zipcar позволяет брать машины в автоматизированных пунктах и возвращать в любом из них, вступительный взнос равен 25 долларам, годовой – 60 долларам. Стоимость аренды составляет от 7,5 доллара в час до 56 долларов в день. Цена зависит от города, дня недели, времени суток, а также модели авто. При этом в стоимость включаются не только страховка, топливо, парковка, но и техническое обслуживание: обработка растворителем ржавчины, смазкой и другой автохимией, замена незамерзайки и т.д.
В США решила создать свою сеть и французская компания Bollore Group, предлагающая прокат электромобилей. Такая сеть во Франции называется Autolib, а электромобиль для нее был разработан фирмой Pininfarina. Сейчас сервис работает в Индианаполисе, здесь функционирует уже 74 прокатные станции с зарядными терминалами. Абонемент на месяц стоит 19,99 доллара, первые 20 минут аренды стоят 6 долларов, затем тариф составляет 35 центов в минуту. Электромобилям разрешена бесплатная парковка по всему городу.
Недавно сервис по аренде автомобилей представил General Motors (GM). Он получил название Maven, здесь будут предлагаться Chevrolet Volt и Spark за 6 долларов в час. Каршерингом начинают заниматься BMW, Toyota и Daimler.
Германия является лидером среди стран Европы по числу пользователей каршеринга. Так, 1 260 000 пользователя взяли в аренду 16 100 машин. Услуги каршеринга в европейских странах предлагают компании Car2Go и DriveNow.
С 2013 года система каршеринга работает в Москве, а в 2015 году городскими властями был создан сервис «Делимобиль», автомобили которого можно оставлять бесплатно на платных парковках. Свои услуги в этом направлении предлагают также Anytime и YouDrive. Стоимость таких услуг в российской столице составляет 6-10 рублей в минуту, причем в будни она ниже, чем в выходные дни.