Международный автосалон, состоявшийся в Париже, традиционно стал индикатором состояния автомобильного рынка, а также обозначил направления дальнейшего развития производителей. Вероятно, представленная модель будущего ничем не порадует автодилеров.

Несмотря на все попытки, автопроизводителям так и не удалось создать препятствия для технического прогресса. Немалую роль в этом сыграл и «дизельгейт». Тем временем Volkswagen сосредоточил усилия на лоббировании существующих норм выхлопа и проектировании прототипов, которые нельзя считать жизнеспособными, да и остальные компании акцентировали внимание на технических решениях для следующих моделей авто.

Очевидно, что у электромобилей есть свои недостатки. Так, для их подзарядки требуется электроэнергия, которую придется произвести. К тому же при его производстве, а также транспортировке выделяется немалое количество вредных выбросов. Помимо этого, на сегодняшний день не существует технологи утилизации батарей, а сами электрокары существенно теряют запас хода при отрицательных температурах. Нельзя забывать и о том, что электромобиль легко повредить при аварии, и это совершенно не радует страховые компании. Ко всему прочему таким машинам требуется соответствующее техобслуживание с применением смазок, растворителей ржавчины и прочей автохимии, после использования которой механикам требуется специальная паста для рук.

Тем не менее, на данный момент стало очевидно, что именно эта технология будет наиболее востребованной в будущем. Так, в Париже можно было увидеть электромобили с запасом хода в 600 км и подзарядкой батареи всего за 45 минут. Добавим к этому функцию слежения за рядностью, возможность распознавания дорожных знаков и пешеходов, адаптивный круиз-контроль, систему предупреждения фронтальных столкновений.

Всего несколько лет назад подобный арсенал можно было найти только в автомобилях премиум-сегмента, но сегодня уже и масс-маркет практически готов к запуску беспилотного транспорта. Вполне возможно, что всего через несколько лет такие машины будут преобладать на американских и европейских дорогах.

Здесь нельзя не вспомнить о бизнесмене Элане Маске из Tesla, которому удалось перевернуть представление об авторитейле. Автомобили этой компании не продаются у независимых дилеров, а сами салоны Tesla – это демонстрационные площадки, на которых работают консультанты, а не продавцы. Купить машину можно только через сайт, проведя оплату в электронном формате. После этого авто доставляют домой покупателю либо он забирает машину сам.

Сейчас выбрать комплектацию машины можно, не выходя из дома. Для этого существуют специальные конфигураторы. А в ближайшее время в сфере авторитейла будет распространяться виртуальная или дополненная реальность, при которой необходимость в продавцах попросту отпадает. С другой стороны, премиальные марки наверняка сохранят традиционные шоу-румы, размещая их в центре города.

Таким образом, между производителем и покупателем выпадает звено дилера. Дело в том, что доходность от продажи электромобилей снижается, а при их распространении теряется заработок на обслуживании и запасных частях. В то же время автопроизводителям потребуются свои сети сбыта. Но трущихся деталей в электрокарах совсем немного, здесь просто нечему ломаться. Это означает, что гарантийный период будет значительно дольше, чем у обычных авто.

По сути, сервисное обслуживание электромобилей будет сводиться к шиномонтажу, а также замене батареи или техническому обслуживанию, которое потребуется достаточно редко. Нечастой будет и замена тормозных колодок и дисков. Иногда необходимо будет заменить детали подвески, а вот удаление ошибок и обновление софта будет осуществляться в режиме онлайн. Такое обслуживание не позволяет получать хорошую прибыль, поэтому автомобильные концерны сейчас заинтересованы в продаже франшизы дилерам.

Что касается Беларуси, в республике также наступает время электрокаров. Такие машины уже разрабатываются на «Белджи», в стране отменили пошлины на них, существует даже программа развития необходимой инфраструктуры. Покупка подержанного электрокара уже сейчас обходится в ту же сумму, что и бензинового авто, а совершенствование технологии производства батарей будет способствовать снижению цен.