По мнению специалистов, электрический самокат вполне может стать новым видом городского транспорта. Определенные преимущества этот вид транспорта имеет и в сельской местности. Владельцам электросамоката не придется искать расходники и запчасти, тратить деньги на АЗС и обращаться на СТО для обработки техники растворителем ржавчины, очистителем тормозов или другой автохимией.
По сути, электрический самокат представляет собой батарею и мотор-колесо, причем широкие колеса обеспечивают хорошую проходимость. Такой транспорт сегодня обходится в 800-1200 долларов в зависимости от комплектации. В недалеком будущем эту технику будут выпускать и в Беларуси.
По словам Юрия Позднякова, основателя компании «Лаборатория №7», которая планирует выпускать белорусские электросамокаты, первым этапом стало тестирование различных видов этой техники. Он отмечает, что подобные самокаты имеют немало модификаций. В частности, у них может быть жесткая рама или амортизаторы, короткая или длинная колесная база, съемная или встроенная батарея.
Специалисты опробовали на городских улицах различные варианты, чтобы выбрать оптимальную версию. В ходе тестирования они пришли к выводу, что половина успеха модели заключается в съемной батарее – очень удобного решения в плане эксплуатации. Белорусские производители выбрали этот вариант, но место крепления батареи решили поменять. Покупатели смогут заказать батарею более высокой емкости. Это позволит увеличить пробег, но за это придется заплатить дополнительно. Например, увеличение пробега на 50 километров будет стоить около 600 рублей.
Юрий Поздняков рассказал, что для производства выбрали подвеску с амортизаторами. Это не слишком сильно влияет на цену, но езда становится более комфортной. Помимо этого, на электросамокаты с помощью обычного инструмента будет устанавливаться сплошное сидение, подобное мотоциклетному для обеспечения удобной посадки.
Немаловажной опцией для такой техники считается защита от угона. Снизить риск в данном случае помогает съемная батарея, к тому же электрический самокат будет иметь сигнализацию, скрытый трекер GPS и запирающий замок на колесо.
В дальнейшем планируется создать полноприводную версию с внедорожной резиной, подходящей для всесезонного использования. Цвет модели, фары, ручки, сидения и другие опции можно будет заказать по своему желанию, возможна даже установка более мощного двигателя.
На данный момент для сборки электросамокатов используются машинокомплекты, но в дальнейшем планируется повысить степень локализации. Юрий Поздняков поясняет, что за счет отечественной сборки цена транспортного средства снизится. Ожидается, что она составит порядка 1 400 рублей, что сопоставимо с ценой на хороший велосипед. Пока за самый дешевый из импортных самокатов приходится отдать не менее 1 600 рублей. Кроме того, цена зависит от стоимости компонентов. Если она будет снижена производителями, подешевеют и сами электросамокаты. Белорусские специалисты даже намерены разрабатывать модели техники самостоятельно.
На первый взгляд электрический самокат имеет очень простую конструкцию: батарея, рама и мотор-колесо. Соответственно, проблем с производством возникнуть не должно. Однако на практике некоторые трудности все же возникают. Белорусская компания сейчас ищет тех, кто может производить рамы соответствующего размера небольшим тиражом. Аккумуляторы будут собирать в Беларуси, но ячейки будут китайскими. Дело в том, что организовывать дорогостоящее производство батарей в республике пока не планируется. Контролеры и электронику будут закупать в Китае, а мотор-колесо предполагается выпускать на белорусском предприятии.
Таким предприятием может стать приборостроительный завод «Оптрон», на котором сейчас выпускаются мотор-колеса для инвалидных колясок. По словам Николая Ладутько, директора ООО «Мотовело», на заводе есть необходимый опыт, а останавливаться на сборке китайских велосипедов здесь не планируют.
Юрий Поздняков отмечает, что на «Мотовело» уже давно интересуются электровелосипедами и другим электротранспортом. «Лаборатория №7» представила новое направления для работы, которое имеет хорошие перспективы. Например, в Европе электросамокаты пользуются высоким спросом, растет их популярность в Москве.
У компании «Лаборатория №7» весьма серьезные планы. В них входит создание версии электрического самоката для МВД, на которых можно патрулировать парки и улицы. В дальнейшем продукцию планируется поставлять на внешний рынок, в первую очередь – в Россию. Это позволит производству заработать на полную мощность, а впоследствии возможна организация поставок в страны Европы.