Современный мир развивается весьма активно, особенно с точки зрения технологий. Очевидно, что со временем беспилотный транспорт, «умные» автомобили и совместное потребление станут привычными для человека явлениями. Соответственно, потребуется более эффективная транспортная инфраструктура.

В транспортной сфере весьма заметны связи между различными сферами жизни посредством интернет-технологий. Например, в городской инфраструктуре реализуется все больше сервисов, позволяющих анализировать и предсказывать события, а автомобили становятся больше похожими на «интернет-лаборатории». Число встроенных сервисов и подключенных сенсоров растет, а компании, работающие в транспортной сфере, активно используют «интернет».

Сегодня существует немало компаний, которые предлагают решения в сфере «сonnected сars» – подключенных к глобальной сети автомобилей. Благодаря технологии OBDII-диагностики, автовладельцы могут получать информацию о состоянии узлов и агрегатов при помощи специального устройства, которое подсоединяется к диагностическому разъему. Кроме того, они получают доступ ко множеству мобильных приложений, связанных с «умным» использованием самого транспортного средства и соответствующей инфраструктуры.

Особое внимание в сфере «интернета» для транспорта уделяется профилактике неисправностей. Вполне возможно, что в будущем появятся автомобили, которые не ломаются. Им будет достаточно своевременной обработки соответствующими смазками и другой автохимией, замены незамерзайки и некоторых других несложных работ, после которых механики пользуются специальной пастой для рук.

С другой стороны, предиктивная диагностика легковых машин пока является не более, чем формирующимся трендом. Многие компании собирают данные о поломках авто для создания новых продуктов вроде абонементов на ремонт по фиксированной цене.

Кроме того, многие специалисты ожидают широкого распространения автомобилей-беспилотников уже к 2020 году. Всего несколько лет назад такие функции, как автономный круиз-контроль или паркинг считались фантастикой, а сейчас ими уже сложно кого-то удивить. В центре внимания теперь находится возможность создания системы, обеспечивающей коммуникации автомобиля с водителем, другими средствами передвижения и окружающим миром.

Очевидно, что для этого требуется голосовой ассистент, работающий не только по запросу и адаптированный под водителя. При этом он должен не только взаимодействовать с внешними сервисами и понимать устройство автомобиля, но и поддерживать «эмоциональную связь» с водителем.

Свою роль в развитии индустрии «умных» автомобилей играет и возможность предоставления сервисов по запросу (on-demand-economy). Uber и другие подобные платформы создали новую модель взаимодействия людей, компаний и капитала. Боле того, владение личным транспортом может со временем утратить свою привлекательность, а на первый план выйдут сервисы на основе подписки (subscription-based services). Для нового поколения потребителей важен не сам факт наличия транспортного средства в собственности, а возможность быстро добираться в необходимое место.

В то же время многие государства находятся в поиске способа, позволяющего снизить потери от пробок. К слову, в отчете GovLoop сказано, что эти потери составляют порядка 121 миллиарда в год. Американская транспортная компания «Nashville’s Metropolitan Transit Authority», разработавшая приложение «T-HUB», уже получила государственную поддержку. С помощью приложения можно отслеживать нахождение общественного транспорта, оценивать время его прибытия и рассчитывать продолжительность поездки. Примечательно, что сервис способен считать калории, сжигаемые при использовании общественного, а не собственного транспорта, а также подсчитывает экономию в части выбросов углерода.

Таким образом, перед автопроизводителями стоит вопрос: будут ли люди в дальнейшем покупать автомобили либо предпочтут пользоваться Uber и другими сервисами, каршерингом либо просто арендовать машины. Уже сейчас автокомпании изучают возможность продажи электромобилей и автомобилей, использующих альтернативные источники энергии, а также расширенные сервисы. Это означает, что авто постепенно «умнеют», а автопроизводители, которые проигнорируют эту тенденцию, не задержатся на рынке надолго.