Организация паркинга имеет огромное значение для любого современного торгового центра. Независимо от представленного ассортимента, скидок и прочих бонусов, покупатели приедут только в тот ТЦ, где можно быстро, просто и безопасно припарковать автомобиль.

По словам немецкого эксперта Ильи Ирмшера, участвовавшего в проектировании паркинга ТЦ Galleria Minsk, работа наl созданием парковки начинается еще до того, как появляется котлован. Основная роль отводится даже не сенсорам, датчикам и тачскрин-панелям, а внутреннему устройству паркинга, удобству доступа в торговый центр и расположению по отношению к улично-дорожной сети.

Специалист поясняет, что в основе организации парковочного пространства лежат его размеры. Так, в паркинге ТЦ Galleria Minsk предусмотрено порядка 850 машино-мест. Исходя из зарубежного опыта, у торговых центров такого масштаба в пиковое время совершается порядка 500 въездов-выездов за час. Эти потоки необходимо развести в пространстве, и лучшим вариантом эксперт считает отдельные спиральные въезды и выезды. В этом случае въезжающий и выезжающий потоки не пересекаются на одном уровне.

Кроме того, организация движения в парковочном пространстве должна быть логичной и понятной каждому водителю, а также предусматривать возможность повторного проезда по одному уровню либо перемещения между этажами. Разметка при этом должна быть наглядной и однородной.

В ТЦ Galleria Minsk паркинг организован в соответствии с принципом openspace. Здесь нет колонн, а машино-места располагаются под углом в 81 градус, за счет чего обеспечивается легкий въезд и выезд. Кроме того, ширина парковочного места в 2,5 метра позволяет владельцам даже представительских седанов получить удобный доступ к багажнику.

В торговый центр можно попасть с помощью лифта либо по лестнице, а переход к галерее выполнен в виде главного «коридора». Для аварийной эвакуации предусмотрено три лестничных пролета.

Илья Ирмшер отмечает, что проектирование паркинга осуществлялось в соответствии с предписаниями городских властей. Это означает, что расположение въезда и выезда определялось дорожной сетью, а после проведения соответствующего исследования улица Димитрова была реконструирована.

Как известно, за рубежом паркинги являются платными, это позволяет избежать их перегрузки. Финансирование Galleria Minsk осуществлялось за счет частных средств, соответственно, владельцу необходимо обеспечить возврат вложенных средств за счет оплаты или прочих арендных доходов. Наиболее оптимальной эксперт считает практику предоставления предприятиями торговли и сферы услуг скидок, которые позволяют частично или полностью оплачивать расходы посетителей на парковку.

Кроме того, в мире распространена модель круглосуточного использования паркинга, но для реализации такой технологии требуется постоянно контролировать въезд-выезд через шлагбаум, время стоянки и взимать платежи, причем желательно предоставить возможность оплаты по карточке и наличными с выдачей сдачи. При этом технология оплаты должна разделять посетителей торгового центра и местных жителей, оставляющих свои авто на ночь.

Нельзя забывать и о том, что при расположении паркинга на крыше или на несколько этажей выше торгового зала, техническое обслуживание парковки и съездов может представлять некоторые сложности из-за белорусских погодных условий.

Что касается возможных аварий на паркингах, чаще всего это столкновения с опорой, паркоматом, стенкой или другим авто. Поскольку такие аварии происходят на небольшой скорости, серьезный ремонт машинам требуется крайне редко. В большинстве случаев дело обходится обработкой соответствующей автохимией, в том числе смазками, а также другими несложными работами, после которых механики в любом случае пользуются специальной пастой для рук. Тем не менее, при проектировании учитываются возможные аварии, фасады создаются с опорной конструкцией, способной выдержать определенный удар.

Илья Имшер убежден, что в будущем парковочное пространство будет упорядочено практически во всех городах, а для использования машино-мест будут введены специальные правила. При этом горожане постепенно перестанут парковать авто на улице и станут использовать для этого паркинги и подземные сооружения.